Ф. 50. Собрание Моисея Семеновича Лесмана (1902–1905)
Номер и название фонда |
Фонд 50. Собрание Моисея Семеновича Лесмана (1902–1905) |
Крайние даты документов | [1865] – 1980-е |
Описание |
Материалы Т. И. Бережного (1889–1963), администратора Большого драматического театра Записные книжки Т. И. Бережного с телефонами и адресами разных лиц и организаций; с записями о театрах и театрально-производственных предприятиях Ленинграда (1932– [1950-е]). Пропуска Т. И. Бережного в Ленинградский гос. Театр комедии, Большой театр Ленинградского Дома культуры промкооперации и др. (1930-е). Перечень спектаклей, поставленных в Гос. Большом драматическом театре в 1919–1936 гг.; списки личного состава БДТ с 1918 по 1936 гг. Приглашения, пригласительные билеты разных театров, адресованные Т. И. Бережному, в том числе: пригласит. билет Московского гос. Камерного театра на премьеру спектакля «Чертов мост» на сцене Ленинградского БДТ (во время гастролей, реж. А. Я. Таиров) [1939]; листовка к 50-летию театральной работы художника-гримера, заслуж. мастера сцены С. М. Маковецкого (1935) и др. Фотопортрет Т. И. Бережного, пересъемка оригинала 1920-х–1930-х гг. и др. Материалы Т. П. Карсавиной (1885–1978), артистки балета Биографические документы Т. П. Карсавиной: удостоверение о пожаловании перстня за участие в Эрмитажном спектакле (1904); диплом о награждении знаком отличия Французской Академии (Officier d’Académie) (1910); свидетельство, выданное СПб. Конторой Императорских театров, об увольнении Т. П. Карсавиной в отпуск (1911) и др. Фотографии Т. П. Карсавиной в партиях из балетов: «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Нарцисс», «Павильон Армиды», «Петрушка», «Тамара», «Тщетная предосторожность», «Шехеразада», в лезгинке из оперы «Руслан и Людмила» и др. (1910-е – 1917, пересъемка 1970-х–1980-х гг.) Программы и афиши спектаклей с участием Т. П. Карсавиной: программа спектакля учащихся Императорского СПб Театрального училища (1902); программа вечера балетов «Египетские ночи», «Шопениана», «Евника», поставленных М. М. Фокиным в Мариинском театре (1909); программы спектаклей Русской оперы и балета под руководством С. П. Дягилева в театре Друри-Лейн (1913); афиша спектаклей Русских сезонов С. П. Дягилева в Театре Шатле (1911) и др. Схема оформления сцены в балете «Синий бог» [1912 ?]. Письмо Т. П. Карсавиной к А. И. Тиме (1904). Письма к Т. П. Карсавиной — С. П. Дягилева (1908), Х. Б. Маринелли (H. B. Marinelli) (1909) и др. Письмо к Т. П. Карсавиной уполномоченного по Петрограду Российского общества Красного Креста с приложением свидетельства о предоставлении Т. П. Карсавиной знака Красного Креста — как учредительнице и попечительнице Лазарета в память М. Ю. Лермонтова (1916). Счета бюро газетных вырезок Аргус де ла Пресс (L’Argus de la Press) (1909) и др. Портрет Т. П. Карсавиной (фотокопия рисунка работы З. А. Серебряковой 1914 г.). Материалы В. Э. Мейерхольда (1874–1940), актера, режиссера Письма и телеграмма В. Э. Мейерхольда: А. А. Гвоздеву (1930-е); А. А. Голубеву (1907–1916); М. А. Кузмину [1907]. Приглашение на прослушивание сценария дивертисмента К. А. Вогака, В. Э. Мейерхольда и В. Н. Соловьева «Любовь к трем апельсинам» [1913]; приглашение присутствовать на показе сценической трактовки пьес Н. Р. Эрдмана «Самоубийца» в Театре Юного зрителя (Москва). [1932]. Материалы О. А. Спесивцевой (1895–1991), артистки балета Письма О. А. Спесивцевой к [де Галанта Екатерине, аргентинской танцовщице] (1975); к сестре, З. А. Папкович-Спесивцевой (1960-е–1970-е); к родственникам, Т. И. и Б. М. Петровым (1962–1978). Материалы З. А. Папкович-Спесивцевой: письма З. А. Папкович-Спесивцевой к В. Ф. Кухарскому, В. И. Пахомову и др. (1959–1963); письма Ю. А. Бахрушина к З. А. Папкович-Спесивцевой (1948–1969). Материалы Ф. И. Шаляпина (1873–1938), певца Письмо Ф. И. Шаляпина к Н. В. [Салиной ?], его визитная карточка с запиской к неустановленному лицу [1909]; фотографии Ф. И. Шаляпина (1900-е–1910-е и пересъемка 1970-х–1980-х гг.). Письма деятелей театрального искусства Письма: Ф. Бока к В. П. Погожеву (1892); В. Ф. Комиссаржевской к Л. А. [Штейнгель] [1904–1910]; К. С. Станиславского к С. А. Адрианову (1910); Е. П. Эдуардовой к А. Л. [Волынскому] (1910) и др. Программы драматических и оперных спектаклей, музыкальных концертов, музыкально-литературных вечеров, киносеанса, лекций и др. Программы: концертов в Зале Дворянского собрания (СПб) (1889, 1893); спектакля «Франческа да Римини» в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской (1908); концертов в Концертном зале Петровского Коммерческого училища в пользу Общества вспомоществования бывшим воспитанницам Института Императрицы Марии, в пользу Общества вспомоществования вологжанам в Санкт-Петербурге (1911, 1913); концерта в Екатерининском собрании в пользу Общества вспомоществования бывшим воспитанницами Института Императрицы Марии (1913); лекций профессора В. А. Вагнера по сравнительной психологии («Душа животных и человека») в СПб Обществе народных университетов (1914); спектакля-концерта в Театре «Комедия» в пользу Комитета при Правлении Общества Владикавказской железной дороги — по оказанию помощи потерпевшим от военных действий и их семействам (1914); концерта Придворного оркестра в пользу Подвижных складов-поездов Императрицы Александры Федоровны (1914); сеанса в кинотеатре «Уютный уголок» (к/ф «Накануне», дивертисменты) [1918]; концерта певицы Н. П. Кошиц, у рояля Н. Н. Черепнин. [Тифлис ?] (1919); торжественного вечера по случаю 200-летия Академии наук (1925); пушкинского вечера в клубе женской тюрьмы г. Ленинграда (1937) и др. Изобразительные материалы: рисунок; фотографии деятелей театрального и музыкального искусства Рисунок В. И. Порфирьева «Генерал от фортепиано, командующий симфонической дивизией» — шарж на А. Г. Рубинштейна (1881). Фотографии артистов театра и кино, оперы и балета, музыкантов и др. с дарственными надписями В. Д. Галлай и О. М. Галлаю: В. А. Давыдова; О. [В.] Баклановой; В. В. Барсовой в роли Розины («Севильский цирюльник»); Е. А. Боронихина в ролях А. П. Сумарокова («Вольные каменщики»), [Алексея Солнцева «Свет тихий»?]; К. А. Варламова; А. М. Дубянского; Е. М. Люком; В. В. Соловьевой в роли Берты («Сверчок на печи»); [Б. М. Сушкевича] в роли Калеба («Сверчок на печи»); Н. Н. Ходотова; М. А. Чехова в роли Царя Федора Иоанновича («Царь Федор Иоаннович») (1900-е–1920-е). Фотографии артистов театра, оперы и балета, композитора, музыкантов и др. Фотографии: Н. А. Бакеркиной; С. К. Барцевича; К. А. Варламова; А.-Э. О. Гарфельда; Д. Н. Журавлева; Я. Л. Задыхина; Е. Л. Леоновой («Волшебные пилюли»); Н. Н. Мокшанова; Г. К. Отса, В. И. Гурьева и Г. В. Подэльского; А. П. Павловой в роли Марии («Привал кавалерии»); О. А. Петрова в роли Мельника и Ю. Ф. Платоновой в роли Наташи («Русалка»); Ю. Ф. Платоновой в роли Валентины («Гугеноты»); Г. А. Пириани в роли Барона («На дне»); К. К. Романова (К. Р.) в роли Иосифа («Царь Иудейский»); артистов Мариинского театра С. К. Андрианова, Е. П. Гердт, Л. Н. Егоровой, К. М. Куличевской, М. Ф. Кшесинской, А. А. Орлова, В. И. Пономарева и др. с директором Красносельского театра Ф. И. Княжевичем у входа в Красносельский театр. ([1865]–[1960-е] и пересъемка оригинальных фотографий, выполненная в 1970-е–1980-е гг.) Краткий обзор фонда см.: Обзор фонда см.: Ваганова И. Б. Архивные материалы, поступившие в собрание Санкт-Петербургской Театральной библиотеки в 1995–1999 гг. // Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. Вып. 3. СПб., 2001. С. 93-94. |
Количество единиц хранения | 107 |
Описи фонда |
Опись № 1 |
Место хранения | Отдел редкой книги, рукописных, архивных и изобразительных материалов |