Борис Асáфович Мессерéр
Театральный художник, сценограф, график, дизайнер, скульптор, архитектор, педагог.
Родился в 1933 году в Москве.
В 1956 г. окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ), где учился у Б. С. Мезенцева, А. А. Дейнеки, А. В. Фонвизина.
С 1959 г. более тридцати лет сотрудничал с издательствами как художник–иллюстратор.
Первыми театральными работами стало оформление спектаклей в Московском театре «Современник» – «Третье желание» по пьесе В. Блажека (1960 г.), «Белоснежка и семь гномов» (1961 г.), «Старшая сестра» (1962 г.) и «Назначение» (1963 г.) А. М. Володина, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1964 г.).
В 1964 г. художник создал эскизы декораций и костюмов к опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1964 г.) в Оперном театре г. Лейпцига (ГДР).
Участвовал в создании знаменитых балетных спектаклей Большого театра России, таких как «Подпоручик Киже» С. С. Прокофьева (1963 г.), «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина (1967 г.), «Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина (1999 г.) и других.
В Ленинграде художник работал над постановками: «Между ливнями» в Академическом театре драмы имени А. С. Пушкина (1968 г.), «Левша» в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1976 г.).
В 1990–1998 гг. являлся главным художником Московского художественного академического театра им. А. П. Чехова, в этот период были созданы такие спектакли, как «Трагики и комедианты» (1991 г.), «Горе от ума» (1992 г.), «Борис Годунов» (1994 г.), «Преступление и наказание» (1995 г.), «Привидения» (1999 г.).
В качестве художника-сценографа создал более ста пятидесяти оперных, балетных и драматических спектаклей, как в России, так и за рубежом. Сотрудничал с крупнейшими постановщиками О. Н. Ефремовым, Ю. П. Любимовым, Б. А. Покровским, А. Алонсо,
К. М. Сергеевым, А. В. Эфросом, В. М. Чабукиани, М. М. Казаковым, Л. В. Якобсоном, В. Н. Плучеком, А. А. Ширвиндтом и другими.
Многоплановая творческая деятельность художника нашла отражение в персональных выставках (1981–2023 гг.), создании инсталляций и дизайне.
Среди работ художника в кино- и телефильмах: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1971 г.), «Лев Гурыч Синичкин» (1974 г.), «Двенадцать стульев» (1977 г.), «Романовы – венценосная семья» (2000 г.), а также телеспектакли: «Подпоручик Киже» (1969 г.), «Кармен-сюита» (1978 г.) и другие.
Член Союза художников СССР, России (1960 г.), Народный художник РФ (1993 г.), лауреат Государственных премий РФ (1995 г., 2002 г.), академик Российской Академии художеств (1997 г.).